pic Официальный сайт администрации

МО «Табасаранский район»

 

карта сайта  map

Населенные пункты

Каждый вступивший на землю твою
Сразу очутится в СВЕТЛОМ раю.
Лишь о тебе эту песню пою,
Вечно прекрасный мой Табасаран!

Оглавление 

 
Селение Хучни - центр владений Табасарана
 
Магомед Гасанов,

академик Международной академии наук высшей школы

Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является селение Хучни.

О происхождении его названия существуют несколько версий. В историиизвестно много случаев, когда различные названия на других языках, у соседей, в отдельных краях звучат иначе, подчиняясь законам другого языка. Жители называют свое село <<Хошни>>. Они полагают, что оно произошло от тюркского слова <<хош>> - приятный. Другая версия название села связывают со словом <<хюч>>, которое с табасаранского языка переводится - <<охота>>. Будто территория, занимаемая селением, его
окрестности являлись благоприятными для ведения охоты. Существует мнение, согласно которому название сел.Хучни связано с именем завоевателя Хуршита. Территория, занимаемая Хучни, освоена в глубокой древности. Здесь существовало несколько поселений - это РухьатI, Бачан, Укъри, Цалак, Гъуржа, Жямягъ. Эти топонимы объясняются на табасаранском языке.

В годы учебы в с.Хучни старожилы Кахриманов Гаждитагир, Магарамов Рамазан и другие мне рассказывали, что по имеющимся преданиям, это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось. В археологическом отношении данный  населенный пункт почти не изучен.  В годы учебы в аспирантуре, в 1963-1965 гг., со мной в Табасаранском  районе побывал археолог В.Г.Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе в Хучнях. В результате разведок в 0,5 км. к востоку от сел.Хучни, на восточном противоположном от этого селения склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, откуда В.Г.Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э., в
том числе обмазанный снаружи горшок. Кроме того, были выявлены остатки строений и тондыра, а также керамика, относящаяся к ХV-XIII вв. до н.э. Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, охота, обработка глины, камня.

В IV в. до н.э. - III в.н.э. территория современного селения Хучни входила в Кавказскую Албанию. Античные авторы (Птоломей) указывают о десятках населенных пунктах этого государства, один из них мог быть Хучни. С распадом Албании возникло  владение Таваспаран, Табарсеран. Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.  В IV-VII вв. жители с. Хучни воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды
переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. Сасанидские правители построили Дербентские сооружения и как продолжение Горную стену, которая была доведена вглубь Табасарана. Последний форт Горной стены расположен на гребне Кара-сырта над обрывом, над рекой Рубасом в 1,5 км. от сел.Хучни.

В VI-VII вв. жители с.Хучни воевали с арабскими завоевателями. Как сообщают источники, арабские полководцы создавали в Табасаране колонии из арабов-переселенцев. Правителем Табасарана арабский полководец Абу Муслим назначил Мухаммада Майсума. 

В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов. По имеющимся некоторым данным, на территории современного сел.Хучни располагался средневековый город.

В IХ-ХI вв. в Хучни утвердилась мусульманская религия - ислам, а также проникли арабский язык и письменность.

Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни ставится центром этого владения.

В Хучни была построена соборная мечеть, другие объекты.

В ХI-ХIV вв. жители селения Хучни подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление завоевателям. В этот период происходит проникновение тюркского влияния в отдельные регионы Дагестана, в том числе и в Табасаран.

В связи с пожаром, возникшем в 1451г., автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни, как о крупном населенном пункте.

По данным Андуник нуцала (1485г.) правитель Табасарана имел 70 тысячное войско, а согласно хроники <<Джахан наме>> в ХVв. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.

Как сообщают местные авторы (Рамазан ал-Куштили) в ХV-ХVI вв. жители Хучни сражались с кызылбашами.

Согласно имеющимся материалам, в конце ХVI в. происходит распад единого Табасаранского владения - майсумства. Тогда же майсумы вынуждены были покинуть Хучни и переселиться в Джерах, который становится центром Табасаранского майсумства.

С того времени Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.

Продолжался процесс, когда жители табасаранских аулов, в том числе и Хучни, начали испытывать тюркское влияние. Оно происходило различными путями.

Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией. Вместе с тем, они иногда и враждовали из-за влияния на соседние общества. Так, в местной хронике говорится <<о сражении между амирами ал-Хушни и Кайдаком и амирами ал Джарак>>.

ХVII-ХVIII вв. Хучни продолжает оставаться известным политическим центром владения кадия Табасарана.

О сел.Хучни часто упоминают источники ХVIII в. Они называют его городом. Когда русский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г. к нему обратился табасаранский владетель Рустам кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам кадия заверил табасаранского владетеля о том, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.

Основными занятиями жителей сел.Хучни, по-прежнему, оставались земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивалась культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К ХVIII в. относится мавзолей Башлы-пир сел.Хучни.

В наиболее тесных связях жители Хучни находились с Дербентом, где приобретали изделия, первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент - Кубу; в Акушу, Касумкент, Маджалис и др.

В ХVIIIв. - пер.пол. ХIХв. в сел.Хучни, наряду с правителем-кадием, были зависимые крестьяне - раяты, которые платили различные подати и повинности.

О сел.Хучни этого периода содержатся важные сведения в работах И.Гербера, Ф.Симоновича и др.

В 20-50-годы ХIХв. жители Хучни участвовали в антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев.

Как пишет Хаджи-Мурад в своих воспоминаниях во время похода в Табасаран, против него выступили жители с.Хучни за грабежи, за что и Шамиль наказал его.

С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел.Хучни входило в общество Джогдил дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа.

С 1935г. с.Хучни - центр Табасаранского района.
 

Село Тураг

Село Тураг расположено на стыке границ двух районов — Табасаранского и Хивского. Как известно, оно образовалось путем слияния нескольких соседних селений. Об этом свидетельствуют руины разрушенных поселений вокруг села Тураг. Это руины сел: «Арчит», «Инжла», «Урцмиг», «Хулартин», «Лашаг», «Гъулахъ».

Село делилось на кварталы (магалы). Обычно магал составлял тухум - широкий круг родственников по отцовской линии.

В селении Тураг было более 15 тухумов. Это - «Лапшар», «Гъамбрар», «Гудьяр», «Шимтар», «Кьашвар», «Ц1югъ-яр», «Якъчар», «Девд-яр», «Мяд-яр», «Авчар». Каждый тухум имел своего главу, (Кавху). В обязанности Кавхи входило следующее: мобилизация населения на общественные работы, обслуживание дорог, мостов, регулирование отношений между тухумами. Кавха был в ответе и за отношения с соседями. Основным занятием жителей было скотоводство. Летние пастбища располагались по хребтам Кьалухъцагь, кьаркьул и Гьергик дагь. На зиму скот перегоняли на пастбища, которые находились около современных сел Сиртич и Чулат. (Галар) Для выпаса скота устанавливали очередь (нубат) по ряду домов в магале. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю полбу и.т.д. Обычно, конопля служила сырьем для ткацкого промысла. Жители села славились, как мастера по изготовлению керамических изделий. По сей день сохранились изделия, изготовленные еще в прошлом столетии. Некоторые их экземпляры хранятся в школьном историческом музее.

Арабский историк ал - Гарнати в 12 веке пишет о 24 рустаках. Речь шла о распаде единого Табасарана на союзы сельских обществ, которые сохраня - ли свою самостоятельность вплоть до конца 19-века. Такие союзы, как «Нитриг» и «Калук включали в себя селения: Тураг, Яргил, Чере, Межгюл, Зильдик, Заза, Верхний Яраг, Нижний Яраг, Чулак, Ничрас, Куярик, Зирдаг.

Жители этих сел никогда не находились под властью кадиев, майсумов и беков. Об этом также свидетельствуют многие исторические документы. По данным переписи за 1867года в селе насчитывалось 85 дворов.

Село Туруф

Туруф – это одно из старых сел Табасаранского района. Слово Туруф (Туриф) означает «тур» - меч, «иф» (ифи) - кровь.

Село расположено в предгорной части района, в 14 км. от районного центра с. Хучни.

Численность населения Туруф составляет около 450 человек, количество хозяйств равно 80 .

Точная дата образования села неизвестна. Согласно исследованиям, Туруф был образован на основе семи разрушенных поселений, расположенных вокруг него. Это Гугант1ин гьул, Лит1нарин гъул, Мазгулдигь гъул, Ч1урч1ин хяр'ин, Заан гьюлягь, Гьул'ин.

Поселения объединились для борьбы с внешними завоевателями.

До 1929 года Туруф входил в состав Кюринского округа с центром Касумкент. Раньше в селе насчитывалось шесть тухумов: Маллияр, Устияр, Гудучар, Кавкияр, Бакьниккарин, Дикъар.

Каждый тухум хоронил покойников на своих кладбищах и поэтому в с. Туруф более десяти кладбищ: Маллиярин, Жиргьарин, Устиярин, Давдарин, Кавхиярин, Бакьниккарин, Бикь'ярин, Ярал'ярнн, Сардрарин, К1ешерин и т.д.

Основными занятиями туруфцев были земледелие, скотоводство и садоводство. О развитии земледелия говорит наличие в селе большого количества мельниц.

Раньше Туруф с гордостью называли родиной фруктов. На лугах и полях его только местных сортов груш было более 35, а яблок - 25. Почти все жители села сушили фрукты на зиму. Часть фруктов вывозили на базары с. Хучни и г. Дербента для продажи или обмена.

В годы Великой Отечественной войны туруфцы, как и все народы нашей страны, внесли немалый вклад в победу Советской армии над фашисткой Германией. Более 45 человек были мобилизованы на действующий фронт. Более половины из них не вернулись с поля боя.

На фронтах Великой Отечественной войны с честью выполнил свой долг сержант, стрелок и автоматчик Фарзалиев Мурад, который награжден за подвиги тремя орденами: «Орденом славы». Орденом «За отвагу», «Орденом Отечественной войны I степени» и пятью медалями. Вернулся с фронта инвалидом второй группы.

Сержант Исрафилов Шахбан был стрелком, автоматчиком и ручным пулеметчиком, командиром отделения 80-го стрелкового полка. Награжден за храбрость и героизм «Орденом Отечественной войны II степени», шестью медалями. Благодарственными Грамотами от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина.

Старший сержант Гюльмагомедов Абдулгусей вернулся в село инвалидом войны без одной руки. За боевые заслуги он награжден двумя орденами: «Орденом Славы Ш степени», «Орденом Отечественной войны I степени» и шестью медалями.

Насуров Гаджибаба принимал участие в Советско-Финской войне, вернулся в родное село инвалидом, имеет много боевых наград.

Весомую лепту в победу внесли: Рашидов Кади. Насуров Фейтулла, Раджабов Селим, Велиев Сефербег, Наврузалиев Адил, Саидгасанов Мурадали и др.

В честь воинов-туруфцев, погибших в Великой Отечественной войне, в 1987 г. мастером Раджабовым Меджидом по проекту замечательного художника - односельчанина Раджабова Абдурахмана был воздвигнут гранитный обелиск.

Село Сиртич

Сиртич – самый крупный населенный пункт Табасаранского района. Численность его населения составляет около 5000 человек. Общее количество хозяйств не превышает 1200. Сиртич расположен в предгорной зоне РД, в юго-западной части Табасарана, в 30 км. от Дербента и 166 км. от г. Махачкалы.

Слово Сиртич означает «Сирт» - это гора, «Ич» - у подножия горы. После землетрясения 1966 года в Сиртич стали переселяться жители маленьких горных селений, таких как: Хурцик, Гензир, Мехтикент, Чере, Варта. Жители села встретили их гостеприимно. В настоящее время в с.Сиртич проживают представители более 15 сел.

В 1958 году на базе колхоза «Коммуна», как плодопитомническое хозяйство, был образован совхоз «Табасаранский». Его первым директором стал Шамсиев Сулейман Шамсиевич. С 1962 по 1964 руководил совхозом Османов Омар Османович, кавалер орденов «Октябрьской революции», «Красного знамени», «Знак Почета». В годы его правления совхоз превратился в крупное многоотраслевое хозяйство.

Село Марага.

Образование села Марага многие историки относят к VI1 веку, хотя поселение существовало намного раньше. Слово Марага в переводе с арабского означает « место, где пламя». Марагинцы относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи, говорят на языке тюрков, что свидетельствует об их происхождении от тюрок, монголов и татар. (А.Бакиханов. Гюлистан-и Ирам,, 1991, стр. 25).

Марагинцы живут в предгорной зоне Южного Дагестана (450-500 м над уровнем моря).

Из истории известно, что халиф Абу - Джафар Мансур в 136 (735) г, поручил правителю Дербента Йазиду ибн Усайду укрепить деревни Марага, Магатыр, Дарваг и др., поселив в них 7000 семейств, приведенных из Сирии, Аравии и Мосула. ( А. Бакиханов, Гюлистан-и Ирам. стр. 57-78).

Марага была основана на четырех холмах и состояла из пяти магалов: Гала, Джурдак, Гумрал, Бегляр. В середине 20 в. жители магалов Гала, Гумрал, Хелевли почти полностью переселились в Дербентский район. Население составляет 2350 человек. В то время как площадь, занимаемой селом территории, равна 4370 га. Жители села с древних времен занимались в основном земледелием и животноводством. Основной упор делали на выращивание зерновых культур: пшеницы, ячменя, кукурузы. В Советское время в селении функционировал совхоз «Ленин-Елу», один из крупных совхозов Табасаранского района. За достигнутые успехи в трудовой деятельности получили награждение: Сафарбеков Сафарбек Уружбекович - орден Трудового Красного знамени (дважды), Дугушов Фейзулла Рустамович- орден Трудового Красного знамени, Шихмагомедвв Ферид Таибович - орден Трудовой славы Джабраилов Вахиб Мевлютович - орден Трудовой славы, ПирмагомедовЗекерья Магомедович- орден знак Почета

Более 200 марагинцев защищали родину в годы Великой Отечественной войны. Из них домой вернулось 60 человек. Среди них можно отметить

  • Талибов Бинеди - кавалер ордена Красного знамени
  • Айдемиров Айдемир - курсант военно-политического училища им Ворошилова, награжден медалью «За оборону Ленинграда»
  • Гасанов Алибек - героически пал на поле боя при защите школьников на Украине.

Марагинцы внесли достойный вклад в становление, развитие и процветание района. А. Алкадари в книге « Асери Дагестан» пишет: « Есть также проживающий в северной Табасарании в селении Марага Гаджи Магомед Эфенди, который, получив образование, в Египте вернулся в свое селение и стал там преподавателем, в особенности он сильно способствовал распространению в этих краях науки, чтения Корана нараспев. Сын покойного Молла Магомед, кадий в с. Марага, во второй половине 13 века являлся ученым чтецом нараспев. Далее Марагинский житель Гаджи Панах-Эфенди распространял в тех краях знания и хорошие нравы. Также из Северо- Табасаранских владетелей жил достойный сын покойного марагинского подпоручика Исмаил – Кади, прапорщик Мамерзабек, человек который отличался благородным характером и известен духовными и мирскими добродетелями.»

Тот факт, что Марага является культурным центром района, подтверждается и тем, что Марагинская школа - это одна из первых дореволюционных школ в Табасаранском районе. Строительство школьного здания было начато в 1913 году. Марагинская средняя школа является одной из лучших школ района. В 2008 году МОУ « Марагинская СОШ №1» в рамках национального проекта « Образование» выиграла конкурс лучших школ Российской Федерации, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Село Ханаг.

Ханаг считается самым древним из всех селений данного сельского поселения. Он расположен рядом с селением Ругуж. Основные тухумы: каврар, малияр, гъаздимбияр, мятар, мяматяр, къазяр, бацяр, къитар, гиряр, устабияр, къячяр. Название села произошло от слова Хян, что в переводе означает двор. В Ханаге над изучением табасаранского языка занимались языковеды П. К. Услар, А. Дирр. Согласно историческим данным, село возникло около 450 лет назад. Основным занятием населения являются земледелие и скотоводство. К достопримечательностям села относятся: Ханагский водопад и мечеть, построенная 440 лет назад. Выходцами этого села являются бывший министр Госкомимущества РД, ныне советник президента республики Усман Гаджиумарович Усманов; доцент сельскохозяйственной академии, кандидат математических наук Абулкадар Абулкасумович Умалатов. Жителем этого села являлся крупный ученый-арабист Маллашахбан Алимурадов и др.

Село Ругуж.

Слово Ругуж означает «благодатная земля». Первые упоминания о селе относятся к 11 веку. Из истории известно, что Ругуж семь раз сжигали исламисты, но, несмотря на это, жители села им не подчинились. Ругуж входил в состав магала «Жварнар». Он расположен на речке Рубас – чай, в пяти километрах от райцентра Хучни. Количество хозяйств равно 180. Основные тухумы: мягьрямгъяр, киригъяр, камхияр, бахърар, асклар, базгъяр, бабугъ яр, мягьмут яр, вад яр, сефигъяр, мазугъяр, гъялимбияр, мемед яр, уьсенби яр, къавчар, мамайгъяр. Основным занятием населения было земледелие, об этом свидетельствуют земледельческие обычаи и праздники – вызов дождя и солнца, праздник Эбелцан. Помимо этого, жители села занимались резьбой по дереву и камню. К достопримечательностям села Ругуж относятся: могила шейха Ших Магомеда, водопад Гьяжи – мага, Кьюлягь пирар, раццартин, священное место, связанное с нашествием Надир – шаха, мост высотой около ста метров, соединяющий старую и новую части села, мечеть, старинный памятник, созданный триста лет тому назад и пещера в местности чвуга. Ругуж и Ханаг в настоящее время практически превратились в одно село. Инфраструктура у этих селений общая. Дети обоих сел учатся в одной средней школе, руководит которой почетный работник средней общеобразовательной школы, талантливый организатор, депутат районного Собрания Раджабов Бахтияр Амирович (житель с. Ругуж). Выходцем из этого села является М.Р.Магомедов - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного университета.

Село Пилиг и Цантиль.

. Эти села тоже практически соединились. У них общая инфраструктура. Село Пилиг расположено в верхней части Табасаранского района. По обеим его сторонам протекают небольшие речки «Ханагчай» и «Карву нир». Территория села расположена между священными деревьями « Пирар», отсюда и его название «Пилиг».

Сельсовет Хурикский.

Сельское поселение «Сельсовет Хурикский» является одной из составляющих частей муниципального образования «Табасаранский район». Оно состоит из пяти населённых пунктов: Хурик, Ханаг, Ругуж, Пилиг, Цантиль. Главой администрации является житель селения Хурик Зейнула Казимович Меджидов. Все эти населённые пункты расположены в северо-западной части Табасаранского района. Общая численность населения составляет 6500 человек.За последние 10-15 лет произошли заметные изменения в создании бытовых условий.

Селение Хурик является одним из самых крупных населенных пунктов Табасаранского района. В нём насчитывается около трех тысяч человек. Администрация сельского поселения находится в с. Хурик. История возникновения села такова. На местности Хина, которая граничит с Каитагским районом, находилась усадьба хана Базузая (он был богат, имел виноградные плантации на приморской низменности, где сейчас, приблизительно, расположены Геджюх и Мамедкала. Имел большое количество поголовья скота, обширные луга и много пахотной земли. С местности Хина, за какую-то провинность, хан Базузай прогнал одного из своих рабов. Он (этот раб) остановился у подножия скалы К1елдин к1ак1, построил для ночлега шалаш. Некоторое время жил в шалаше, потом построил саклю из камня и глины. Постепенно к нему приходили и останавливались другие, такие же, как он, изгнанники. Поселение росло. Слово «хюр» обозначает - большая скирда. Хюрик - под скирдой (у подножия скирды). Село Хурик расположено у подножия скалы, которая по форме напоминает большую скирду. От места расположения населенного пункта произошло его название. Село расположено на солнечном склоне между двумя горными речками. Это оказывает благотворное воздействие на развитие села.

Сельсовет Куркакский.

Сельское Поселение «сельсовет Куркакский» расположено юго-западнее районного центра с. Хучни, на расстоянии 6 километров.

В состав СП «сельсовет Куркакский» входят пять населенных пунктов: Джугдиль, Вечрик, Куркак, Сика, Вартатилъ. Административным центром СП «Куркакский» является с. Джугдиль.

Население его составляет 2150 человек.

Сельсовет Кужникский.

Одним из прекрасных уголков Табасарана является СП " сельсовет Кужникский". Главой администрации СП работает Ибрагимов Щахбан Мазанович, его заместителем - Мазагаев Гаджимурад Камалутдинович.

В состав сельсовета входят следующие населенные пункты: Чурдаф, Курек, Урзиг, Кужник, Улуз, Шилле, Караг, Гулли. Административное здание СП "сельсовет Кужникский" находится в селении Караг, которое расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. К Югу-востоку от него располагается село Гулли, к востоку-с. Шилле, к западу-с.Уриг, а к северу – с. Кужник. Достопримечательностью села Кужник является гора Джуфдаг, которая расположена на высоте 3015 метров над уровнем моря.

В конце 16 века примерно в 1580-х годах к востоку от современного села Кужник находилось село Урхлиг. В этом населенном пункте проживало всего одно тухумство,6 хозяйств.

А в настоящее время в Кужнике насчитывается 1590- хозяйств.

Село Дарваг.

Географическое расположение селение Дарваг.

Селение Дарваг - один из крупных как по численности населения, так и по площади занимаемой им территории населённых пунктов Табасаранского района.

Дарваг расположен в северной части Табасарана. На западе он граничит с селением Ерси, на севере - с поселком Геджух Дербентского района, на юго-западе - с селением Зиль, на юго-востоке - с Марагой, которые тоже входят в состав Табасаранского района.

По рельефу местности территория Дарвага входит в предгорно-равнинную зону Дагестана. Нижняя часть села занимает долину реки Меньший Дарбах, вытекающей из Табасаранского хребта.

Климат в предгорном Табасаране, в частности Дарваге, умеренный, полусухой. Территория, занимаемая Дарвагом, отличается разнообразием природно-географических условий, которые пригодны для хозяйственной деятельности человека.

Социальная инфраструктура селения Дарваг.

Современный Дарваг - один из крупных и достаточно благоустроенных населенных пунктов Табасарана. По последней переписи, население Дарвага составляет около 3000 человек. Количество хозяйств равно 680.

В советское время весь мощный экономический потенциал села полностью использовался и давал возможность эффективному развитию многоотраслевого хозяйства.

В плане благоустройства Дарваг стоит на одном из первых мест в районе. В ближайшее время будет сдана в эксплуатацию новая мечеть.

Успешно решается проблема дальнейшего благоустройства села. Это капитальный ремонт дорог в черте села, строительство резервуаров для сбора и распределения питьевой воды. Проводится ежегодный ремонт и строительство новых водопроводов, благодаря чему в селе построено до 2-х десятков родников с навесным покрытием.

Достопримечательности села.

  1. На территории села расположено несколько сторожевых башен- крепостей стены Даг-Бары.
  2. В центре Дарвага, на одном форте, расположен бекский дом конца 19 - начала 20 веков.
  3. Основная достопримечательность - мечеть с минаретом, относящаяся к 15 веку.
  4. Священный родник «Гёз-булак» (от сглаза), посещаемый жителями Дарвага и окрестных сел для жертвоприношений. Чаще его посещают в последнюю среду до весеннего равнодействия, отмечаемого ежегодно, как новогодний праздник Навруз-байрам.

Исторические сведения о Дарваге с древнейших времён.

Возникновение Дарвага историки относят к эпохе раннего средневековья - 5-7 вв. Он возник вокруг одной из сторожевых башен Горной стены (Даг-бары), относящейся к оборонительной системе Дербента и считался важнейшим военно-стратегическим и административным пунктом. Как и многие аулы Дагестана, Дарваг имеет древнюю историю, тесно связанную с историей Дербента и Табасарана. С середины 19 века судьба дарвагцев связана с народами Табасарана и всего остального Кавказа.

Историю Дарвага нельзя считать достаточно изученной. Возникнув в глубокой древности, Дарваг, несмотря на неоднократные разрушения, восстанавливался, возвышаясь на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели. За годы своей неустановленной истории Дарваг менял этнический состав, языковую принадлежность. «В деревне Дарваг, в Табасаране, арабский язык вышел из употребления недавно», - писал А. К. Бакиханов в своей знаменитой книге «Гюлистали Ирэм». Старики и теперь знают его». А далее: «Дарвагцы - тюрки, в настоящее время - азербайджанцы». Вопрос о том, кем же были аборигены - предки дарвагцев, остается открытым. Согласно разным предписаниям, Дарваг был основан значительно раньше, чем там поселились арабские переселенцы из Дамаска.

Памятники Сасанидского строительства- стены, башни, крепости, наблюдательные пункты, которые защищали Дарваг, - делают его историю шире и глубже. Дарваг - ровесник стены «Даг бары», издавна он фигурирует под названием Баб-Вак, и основу его всегда составляли потомки воинов арабских гарнизонов, а арабский язык сохранялся в Дарваге вплоть до 19 века. Еще с древних времён Дарваг входил в состав Табасарана. До начала 20 века им управляли беки, которые принадлежали дому Табасаранского кадия.

Основными занятиями населения Дарвага являлись земледелие и животноводство. Дарвагцы выращивали пшеницу, ячмень, полбу, сорочинское пшено, кукурузу, коноплю, лён. Особое развитие получило мареноводство. С присоединением Дагестана к России развиваются товарно-денежные отношения, в свою очередь, Дарваг, как и все остальные села Дагестана, был вовлечён в общее русло экономического развития России.

Село Гюхтяр.

Село Гюхряг расположено в восточной части Табасаранского района.

Оно было основано в 1964 году в результате переселения трех сел - Экендиль, Уджук и Гюхряг, после разрушительного землетрясения. Главой СП «Гюхраг» с 2007 года работает Мамедов Раджаб Магомедович.

В настоящее время в с. Гюхряг насчитывается 328 хозяйств и проживают 1650 человек.

Территория, занимаемая селом, составляет 1647 га. Село Гюхряг имеет автомобильную связь с городами Дербент и Махачкала.

На территории села (участок Чвараг) имеется священное место ПИР, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре.

Сельсовет Гуминский.

Образован декретом ВЦИК от 20.01.1921 года. Он находится на юго-западной стороне Табасаранского района. Севернее от него расположился МОСП "сельсовет Кужникский», восточнее - МОСП "сельсовет Халагский».

Площадь, занимаемая сельсоветом, составляет 1730 га, общая численность населения-2622 человека. На территории сельского поселения расположены 7 населенных пунктов: Гуми, Афна, Кюряг, Сикук ,Гувлиг , Сертиль, Ханак.

К историческим экспонатам на территории сельсовета относятся мечеть села Кюряг и родник "Пир сел. Гуми".

Сельсовет Бурганкентский.

В СП «Бурганкентский» входят два населенных пункта: Бурганкент и Хуряк.

Общая численность населения составляет 1190 человек, количество хозяйств -234. Главой администрации с августа 1997 года работает Магомедов Кунакбек Тагирович.

История с. Бурганкент

Село Бурганкент расположилось вокруг огромного холма на высоте 631 м. над уровнем моря. Оно находится в 23 км. от райцентра. В селе насчитывается 149 хозяйств, где проживает 717 человек.

С южной стороны Бурганкент окружают горы, с западной - могучий лес - «Кара-сырт» (К1ари яркур или Къара меше).

У подножий гор - чистые родники и луга с вековыми ореховыми деревьями. К северо-западу от села расположились сады и виноградники, спускающиеся к реке «Рубас».

Название «Бурганкент» возникло от имени его основателя Бургана. Согласно преданию, три брата Бурган, Касум и Маграм основали известные селения Бурганкент, Касумкент и Магарамкент. Местные жители называют село «Ц1йи гьул», что значит новое село.

К востоку от нынешнего Бурганкента сохранились развалины старого села, разрушенного всего 250-300 лет назад. По словам старожилов, в 30-ые годы XX столетия его называли ещё Еникентом.

В начале 30-х годов Бурганкент был райцентром Табасарана. Здесь жили и работали такие видные деятели, как Темирхан Шалбузов и Тарикули Юзбеков, который был первым редактором газеты «Уьру Табасаран», выходившей с 1932 года в с. Бурганкент.

Село Ушниг.

Согласно исследованиям, селение Ушниг образовалось в 14-15 вв. н. э. Основателями села считаются тухумы Исфир и Маллабаяр.

Кроме них есть тухумы, которые переселились из других населенных пунктов: Шхар, Гелетдияр, Байрунар, Мягьмияр, Демрер, Зюрдюгьяр, Бегер, Рягьчер, Вечриккар. Надо отметить, что село занимает территорию общей площадью 570 га. В то время как численность его населения составляет 250 человек. Количество хозяйств не превышает 50-ти.

В начале 30-х годов в селении Ушниг было сформировано «Объединение», председателем которого был Магомедов Алимагомед.

В 1963 году был образован колхоз имени «Дмитрова».

 

Первым председателем колхоза стал Магомедов Азиз. Членами правления были: Бегерин Гаджи, уста Рамазан, Тарикули, Джафар. Во время Великой Отечественной войны колхоз сдавал каждый год государству: 10-12 т. пшеницы, 5-10 т. овса, 6-7 т. мяса, 300-500 кг. масла, 1000 - 2000 штук яиц, 500 кг. шерсти, шкуры и т. д.

В 1967 году был образован совхоз «Красное знамя», который функционировал до 1992 года.

Джафаров Гаджи Джафарович - родился в 1917 году в с. Ушниг Табасаранского района. В 1939 году был призван в ряды Советской Армии.

Командовал отделением разведчиков. Воевал в Сталинградском направлении, дошел до Эстонии, Латвии. Награжден орденами: «Орден славы III степени», «Отечественная война» I и II степени; медалями: «За отвагу», «За победу над Германией 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы ВОВ», «50 лет Вооруженных сил», «30 лет Победы в ВОВ», «Ветеран труда», «60 лет Вооруженных сил», «40 лет Победы ВОВ», «70 лет Вооруженных сил». Имеет похвальные грамоты от командующего войсками Ленинградского фронта, маршала Советского Союза, Говорова и от командира войсковой части гвардии, генерал - майора Маскалика. Трижды ранен. Войну закончил в 1946 году.

После войны работал в два периода председателем колхоза имени Дмитрова (1947-1952 гг. и 1957-1962 гг.)

Инвалид Великой Отечественной войны II группы, Пенсионер республиканского значения. Умер 15 мая 1993 году.

Сельсовет Аракский.

Сельское поселение «сельсовет Аракский» расположено в центральной части Табасарана с административным центром с. Новолидже. Сельская администрация занимает площадь 1750 га, численность населения составляет 2116 человек. СП «сельсовет Аракский» граничит с СП Хучнинским, Куркакским, Халильским и Аркитским. Глава сельского поселения - Абдуризаев Магомедриза Абдуризаевич.

Депутаты районного собрания: Курбанов Рустам Рамазанович-Главный редактор газеты «Голос Табасарана», член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры РД.

Абдуризаев Радик Гаджиризаевич - Генеральный директор МУП «Табасаран Медиа Союз». Член Союза журналистов РФ.

В состав СП «сельсовет Аракскии» входит четыре населенных пункта: с. Арак, Лидже, Новолидже, Цухтыг.

Село Арак

В селе построен памятник в честь воинов ВОВ. На фронт во время войны ушло 60 человек, вернулось- 31 человек. Участники локальных конфликтов- Магомедов С.И, Алилов А.М., Шахбанов А.М.

В с. Арак проживает более 50 многодетных семей, из них трое «Матерей- героинь»: Адилова Ш., Гаджимагомедова Г.К., Сулейманова Ш.Д. В свою очередь « Ветеранов ВОВ» (тружеников тыла)- более 20 человек, « Ветеранов труда»- более 40 человек.

В Аракской СОШ работает 31 учитель, среди них: Гаджимагомедов Э.Б.- отличник просвещения РФ, Наврузалиева Г.Г- отличник просвещения РФ, Наврузалиев И.С.- почетный работник общего образования РФ, Сейидов Ш.М- директор школы, почетный работник общего образования РФ. Ашурова О.М- обладатель Президентского гранта.

Село Лидже

В годы ВОВ на фронт ушло 41 человек, вернулось- 21 человек. Участники локальных конфликтов - Гасратов Г. А, Джафаров Д.З., Курбанов К.А, Селимов С.Э. Участник «Маяка»- Гаджиалиев К.Г.

В с. Лидже проживает более 30 многодетных семей, из них шестеро «Матерей-героинь»: Магомедова Г.Н, Магомедова З.К, Ашурбекова К.Р., Гусейханова Р.К. Даидова С.Г. Шихова К.А. «Ветеранов ВОВ» (тружеников тыла) - более15 человек, «Ветеранов труда» - более 30 человек.

Известные люди села.

  1. Расулов М.А- кандидат филологических наук, работает в Даг. иституте повышения квалификации педагогических работников.
  2. Расулов А. И - кандидат биологических наук, преподаватель ДГПУ.

Село Новолидже

Село Н

 

Контакты

tabasaranmo@gmail.com

8 (7230) 2-11-41